Рецепты

как отправить заявку на кредит во все банки
онлайн заявка на кредит наличными.

Рецепты для приготовления клея, грунта, красок, и колоров для изготовления холста и перед написанием картин

сайт на английском

Рецепты для приготовления клея, грунта, красок, и колоров для изготовления холста и перед написанием картин

сайт на английском

ПРОКЛЕЙКА

Проклейка холста:

1. прошкурить холст, для того чтобы поднять ворс

2. смочить холодной  водой с опрыскивателя, чтобы нити впитали влагу, разбухли и закрыли отверстия, дать высохнуть

3. покрываем 1 слой (поддерживаем холст в местах крестовин) : 

желатин 2 спич коробок

+ 3 стакана воды

+ глицерин 20% от сухого желатина  

+ антисептик - медный купорос, алюмокалиевые квасцы (чтобы клеевые пленки, наносимые на холст, не растворялись водой, в клеевые растворы немного водного, 1% от массы сухого клея, алюмокалиевых квасцов)

 размешать, через 30 минут поставить на водяную баню 55-70* на 15-20 минут,  охладить и нанести флейцем / мастихином

4. просушить 12-24 часов в прохладном месте, зачистить наждачкой, убрать ворс

5. покрыть 2 слой,     флейцем / мастихином /щёткой - желеобразный клей 18-22 градуса

6.  просушить 12 -24 часов, убрать ворс

---  Поры, которые могут остаться после повторной проклейки, заполняют с помощью маленькой кисточки. 

 

 

проклейка и грунтовка холста

Увлажнение холста
Большое значение для сохранности живописи имеет легкое увлажнение холста чистой теплой водой, устраняющее его неминуемую усадку в дальнейшем. Вырабатываемые нашей промышленностью льняные холсты имеют различную усадку ткани в пределах 1,01—7,07 % от первоначального размера ткани. Она различна как по утку, так и по основе. Та или иная степень усадки зависит не только от качества и свойств пряжи, из которых выработана ткань, но и во многом определяется характером переплетения нитей и методом изготовления и обработки пряжи.
Вполне естественно, что усадка холста, происходящая под воздействием увлажнения водой при проклеивании холста водными клеевыми растворами, в различных сортах ткани неодинакова. Наименьшей усадкой обладают мелкозернистые, очень плотные ткани (от 1,01 до 2 %), наибольшую усадку часто дают редкие ткани (от 5,74 до 7,5 %). Усадка происходит различно по ширине и по длине. Обычно ткань садится по основе (длине) на 0,5—1,5 %, а по утку (ширине) происходит наиболее интенсивная усадка.
Усадка ткани, достигающая в отдельных сортах холстов 7,07 %, может самым неблагоприятным образом повлиять на сохранность живописи и вызвать ее растрескивание и осыпание. Чтобы этого не произошло, надо, натянув холст на подрамник, слегка увлажнить его водой, а затем дать ткани просохнуть и лишь после этого приступать к проклейке холста. Таким образом происходит предварительная усадка, ткани и устраняется возможность растрескивания и осыпания красочного слоя картины.
Проклеивание холста, 1 часть 
Проклеивание лицевой поверхности холста, предназначенной под живопись, состоит в нанесении на нее одного или нескольких тонких и равномерно распределенных по ее поверхности слоев клеевого раствора и обычно делается для предохранения ткани от возможного проникновения в нее масла из красок или из грунта, содержащего масло. Пропитывание нитей ткани маслом приводит к постепенному их осмолению, что в дальнейшем делает их хрупкими и ломкими, холст утрачивает присущую ему прочность и легко разрывается. Нанесение излишнего количества клея на ткань также придает холсту чрезмерную жесткость и ломкость. 
Умелое проклеивание холста является одной из важнейших операций его подготовки под живопись и требует тщательного и умелого выполнения.
Большинство живописцев пользуются для проклейки холста жидким водным раствором рыбьего осетрового или севрюжьего клея. Клеевой раствор делают обязательно в клееварке, исключающей возможность пригорания клея и допускающей регулирование температуры его приготовления (рис. 7). Варка клея производится при температуре 55—65° C, исключающей закипание клеевого раствора, так как последнее всегда приводит к резкому снижению его клеящей силы.
Прежде чем приступить к варке клея, его сухие пластинки расщепляют на мелкие части и, всыпав в клееварку, замачивают в холодной воде в течение 16—24 часов, в зависимости от сорта клея. Когда клей разбухнет, в клееварку доливают необходимое количество воды и начинают варить состав. В зависимости от сорта клея процесс продолжается от 10 минут до 2 часов. Полученный клеевой раствор процеживают, дают ему застыть в студень, так как это способствует повышению его клеящей силы.
Для проклейки холста одним или двумя слоями обычно применяется клеевой раствор рыбьего клея: на 1 часть сухого клея берут 20 весовых частей воды. Иногда добавляют в готовый клеевой раствор немного натурального пчелиного меда для повышения эластичности клеевой пленки. Лучше всего брать не более 1—1,5 весовой части меда по отношению к сухому клею.
Многие художники не рекомендуют с этой целью применять глицерин. Хоть он и является неплохим пластификатором клея, но обладает крайне вредным для живописи свойством повышать гигроскопичность клеевой пленки.
Пользуясь для проклейки холста рыбьим клеем, некоторые считают вполне достаточным наносить на холст только один слой проклейки, другие же предпочитают два слоя. Нанеся первую проклейку и дав ей хорошо просохнуть, они зачищают поверхность проклеенного холста пемзой или шкуркой, сдувают пыль и наносят вторую проклейку.
Большинство художников проклеивают холст слегка теплым или холодным, но совершенно жидким клеевым раствором.
При проклеивании холста рыбьим клеем его раствор следует наносить легко и быстро флейцем, ни в коем случае не втирая клей в ткань. Только так, можно получить совершенно ровную, очень тонкую клеевую пленку и избежать перегрузки холста клеем.
При проклеивании крупнозернистых и сравнительно редких холстов рекомендуется перед самой проклейкой слегка смочить оборотную сторону ткани горячей водой. Благодаря этому волокна ткани слегка разбухают, закроются отверстия в переплетениях нитей холста и клей не будет проходить на оборотную сторону, что предотвратит опасность перегрузки холста клеем.
Рекомендуется также при нанесении клеевого раствора тотчас же удалить с поверхности холста все излишки клея деревянным шпателем, проводя им легко и быстро сначала в одном направлении (по основе), а затем — в другом (по утку). Таким образом предупреждается возможное переклеивание холста, и клеевая пленка получается ровной и тонкой.
Проклеивание холста, выбор вида клея и приготовление клеевого раствора находится в прямой зависимости от избранного художником типа грунта.
У художников, которые пользовались и пользуются в настоящее время клеемеловыми грунтами (И. Э. Грабарь, П. Д. Корин, Я. Д. Ромас, А. В. Куприн, В. В. Мешков), способы проклейки холста различны.
П. Д. Корин готовил клеевой раствор из осетрового или севрюжьего рыбьего клея лучшего качества следующим способом: пластинки сухого клея расщеплял руками на мелкие части, всыпал их в клееварку и заливал холодной водой так, чтобы воды над клеем было не больше чем на 2 см. Дав клею хорошо разбухнуть в течение 10—12 часов и долив необходимое количество воды (из расчета на 1 весовую часть сухого клея 20 весовых частей воды), он варил его на небольшом огне не более 10 минут. После этого процеживал клей сквозь марлю.
Теплый клеевой раствор художник легко и быстро наносил на поверхность холста широкой щетинной кистью, стараясь при этом не втирать клей в ткань и следя за тем, чтобы он не пропитывал ее сильно, так как иначе холст сморщивается с обратной стороны и его может очень сильно повести.
Дав проклеенному холсту хорошо просохнуть в течение суток, Корин прочищал его поверхность шкуркой или куском пемзы, удаляя таким образом все шероховатости, небольшие узелки и маленькие кончики торчащих нитей.
Для мелкозернистых плотных холстов, обычно применявшихся Кориным, вполне достаточно одной проклейки: на поверхности холста образуется прочная, эластичная и в то же время достаточно прозрачная клеевая пленка, хорошо предохраняющая ткань от проникновения в нее масла из красок.
И. Э. Грабарь, постоянно употреблявший клеемеловые грунты, пользовался для проклейки среднезернистых, с прямым переплетением нитей льняных холстов жидким, чуть теплым раствором желатинового клея нанося его флейцем топким слоем один раз. Клей приготовлялся из пищевого желатина и чистой кипяченой воды. На 10 листков желатина он брал 300 куб. см воды. Листки желатина оп опускал в кастрюлю с теплой водой, где они разбухали в течение 1—2 часов, и затем на несколько минут ставил кастрюлю на легкий огонь, чтобы желатин полностью растворился в воде, не давая при этом клеевому раствору закипать (1).
Я. Д. Ромас, натянув холст на подрамник, слегка увлажняет ткань водой, чтобы она дала необходимую усадку. При этом подрамник слегка расклинивается, и ткань на нем несколько натягивается.
Натянутый на подрамник холст Ромас обычно проклеивает водным раствором осетрового, севрюжьего или желатинового (из пищевого желатина) клея средней крепости, приготовляя его из 3—4 листков пищевого желатина и 100 куб. см воды. Если художник пользуется рыбьим клеем, то на это же количество воды он берет около 8—10 г сухого клея.
Приготовив клеевой раствор, он сначала делает легкую проклейку холста, дает ему хорошо просохнуть и пемзует его поверхность, чтобы удалить ворсинки. После этого сдувает образовавшуюся при пемзовое пыль, делает флейцем вторую проклейку тем же самым клеевым раствором, затем, когда она просохнет, вновь слегка пемзует холст и на этом закапчивает проклеивание холста.
А. В. Куприн, всю жизнь работавший на клеевых грунтах, приготовлял их по-своему. В юности он любил пользоваться желатиновым клеем, а позднее стал применять хорошего качества мездровый кожный клей. Для проклейки А. В. Куприн приготовлял жидкий клеевой раствор (1:12) и проклеивал им холст один раз. Смягчителей (глицерина, меда) он в клей не вводил, считая их не только излишними, но подчас и вредными. Ведь добавление глицерина всегда повышает гигроскопичность проклейки, делая холст очень восприимчивым к влаге.
Клей он наносил на холст широкой щетинной кистью, очень легко, тонким слоем, стараясь никоим образом не перегрузить ткань. Он всегда ограничивался одной проклейкой и считал, что нанесение второго, а тем более третьего слоя клея не только излишне, но и крайне вредно, так как всегда приводит к переклеиванию холста, делая его хрупким и жестким.
Дав холсту после проклейки просохнуть 5—б часов, Куприн слегка прочищал его пемзой и затем грунтовал.
П. П. Кончаловский, пользовавшийся казеиновыми клеевыми грунтами, проклеивал холст следующим образом: « На казеиновых грунтах я начал писать с 1910 года и после продолжал писать только на них. В то время, когда я учился еще в Петербурге в Академии художеств, мы, студенты, много занимались грунтованием холстов; пробовали грунтовать их и тем, и другим, делали самые различные грунты, брали и грубые и тонкие холсты, но все это было не совсем то, что требовалось мне. Отъезжая на этюды, я обычно сам грунтовал холст казеином, делая его из творога с нашатырем и хорошо протирая его. Клей из этого казеина получался хотя и не такой силы, как покупной, но я охотно пользовался им, и постепенно эти приготовленные мною на казеиновом клее грунтовки так мне понравились, и я так к ним привык, увидев их необычайную прочность и устойчивость, что стал писать преимущественно на них. Казеин я стал покупать готовый, в порошке... самых различных сортов, по всегда отдавал предпочтение свежеполученному прямо с фабрики. В последние годы я пользовался только авиационным казеином, он хорош и без нашатыря, и клей получается страшной силы, а главное, очень прозрачный.
Приготовить казеиновый клей самому не так просто, как думают многие, надо много терпения, а главное, умения: если зальешь в казеин горячей воды, то получаются комки, а не клей, надо лить не горячую и не холодную воду, а только теплую, лить не сразу, а постепенно, все время растирая при этом массу. Надо быть терпеливым, угадать нужную для получения хорошего клея температуру воды и умело смешать воду с казеиновым порошком. На одну весовую часть сухого казеинового порошка я беру обычно не более пяти весовых частой воды и, залив казеин водой, даю ему 2—3 часа набухать. К набухшему в воде казеину я добавляю щелочь — нашатырный спирт, беря его не более 0,4 весовой части на 1 весовую часть сухого казеина, потом, хорошо перемешав деревянной лопаточкой, слегка нагреваю состав и все время перемешиваю его до тех пор, пока казеин не растворится полностью в воде. Когда клей готов, я слегка разбавляю его водой.
Клей надо наносить тонким слоем и только один раз... После того, как проклеенный холст просох совершенно, я приступаю к грунтовке» (2).
Картины некоторых советских мастеров живописи (В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бируля, А. А. Дейнеки, М. С. Сарьяна) выполнены на эмульсионных грунтах. Как же они проклеивали холст?
В. Н. Бакшеев предварительно натягивал его на подрамник. Клей он приготовлял из расщепленного на мелкие части пищевого желатина. Три листка желатина заливал 100 куб. см воды (полстакана), давал желатину разбухнуть в воде 1—2 часа и ставил клей на легкий огонь на несколько минут. Желатин полностью растворялся в воде, но ни в коем случае не доводился кипения. Готовому клею он давал немного остыть и затем широкой щетинной кистью тонким слоем покрывал всю поверхность холста сверху вниз. На этом проклеивание заканчивалось, и холст сушился в течение суток.
Бакшеев всегда ограничивался одной проклейкой, считая, что излишняя перегрузка холста клеем приводит к растрескиванию грунта и живописного слоя (3).
B. К. Бялыницкий-Бируля, натянув холст на подрамник и закрепив его гвоздями, слегка смачивал лицевую поверхность ткани водой. Когда холст высыхал, давая полную усадку, он проклеивал его клеем, приготовленным из пищевого желатина, воды и меда следующим способом: шесть листков желатина он заливал 200—250 куб. см кипяченой теплой воды и давал ему разбухнуть в течение нескольких часов. После этого смесь подогревалась до полного растворения желатина на легком огне, исключавшем возможность закипания клея. Затем, дав клею остыть, он добавлял в него немного меда и тщательно размешивал раствор.
Оп проклеивал холст один или два раза в зависимости от плотности ткани, нанося его тонким слоем широкой щетинной кистью. Холст просушивал не менее суток и затем прошлифовывал пемзой, удаляя с поверхности ткани все неровности и волоски волокон.

Проклеивание холста, 2 часть
М. С. Сарьян, пользуясь казеиновым эмульсионным грунтом, приготовленным на основе сухих цинковых белил, проклеивал холст следующим образом: сухой, в порошке казеин заливал теплой водой и давал ему постоять полтора-два часа, чтобы он хорошо набух. Затем добавлял к нему слегка подогретый нашатырный спирт и тщательно размешивал массу до полного растворения казеина. На одну весовую часть сухого казеина в порошке требуется около пяти весовых частей воды и около 0,35—0,4 весовой части нашатырного спирта. Точное соотношение частей казеина, воды и нашатырного спирта установить трудно, так как все зависит от сорта казеина: один требует немного больше воды, другой меньше. То же относится и к нашатырю. Поэтому колебания в соотношении частей неизбежны.
Приготовленным таким образом и охлажденным клеевым раствором казеинового клея Сарьян проклеивал холст одним тонким и очень ровно нанесенным слоем. На этом художник заканчивал проклеивание холста (1).
C. В. Малютин, писавший на клеемеловых и эмульсионных грунтованных холстах, для их проклейки употреблял столярный клей лучшего качества. Проклеивание холста он вел следующим образом: натянув холст на подрамник, прикрепив ткань к планкам подрамника гвоздями и расклинив колками, художник слегка увлажнял лицевую поверхность ткани теплой водой, легко пройдя по ней флейцем. Затем давал холсту просохнуть. Таким образом достигалась необходимая усадка ткани, и она впоследствии почти не провисала.
После этого Малютин проклеивал холст жидким холодным раствором столярного клея. Прозрачные пластинки этого клея, окрашенные в желтый или коричневатый цвет, он расщеплял на мелкие части, засыпал их в клееварку, заливал водой и в таком виде оставлял на 10—12 часов. В разбухший клей художник доливал воды и ставил клееварку на слабый огонь, нагревая раствор до 55—65°C.
В зависимости от сорта клея и температуры нагревания клей варился в течение одного-двух часов. Готовый клеевой раствор процеживался через марлю. Когда он остывал, художник приступал к проклейке холста. Он легко, без нажима наносил на его поверхность жесткой щеткой тончайший слой клея, не втирая его в ткань. После полного просыхания клеевой пленки в течение суток наносился второй такой же слой, а если было необходимо, то и третий. Мелкозернистый плотный льняной холст он проклеивал два раза, а среднезернистый и, особенно редкий, — три раза.
Клеевой раствор Малютин приготовлял из одной весовой части сухого клея и 25—30 весовых частей воды (разница в соотношении частей клея и воды зависела от сорта клея). Художник добавлял в раствор 10—15 капель карболовой кислоты, которая дубила клеевую пленку и делала ее невосприимчивой к бактериям и плесени.
После проклейки холста он его не пемзовал, считая, что от этого разрушается клеевая пленка, которая должна препятствовать проникновению масла из красок в холст — в чем, собственно, и состоит весь смысл проклеивания холста. Этим способом успешно пользуются художники О. С. Малютина и М. В. Оболенский.
В ряде случаев Малютин писал маслом на проклеенном, но не загрунтованном холсте (2).
Столярным клеем проклеивали холсты также А. В. Куприн и А. М. Герасимов.
Пользовавшийся масляным грунтом Н. П. Крымов проклеивал холст так: натянув его на подрамник и закрепив гвоздями, он наносил на поверхность холста тонкий слой свинцовых белил, смешанных с жидким раствором рыбьего клея и, дав ему хорошо просохнуть, прочищал его поверхность шкуркой, а затем грунтовал(3).
Таковы основные способы проклейки холста при употреблении различных грунтов — клеевых, эмульсионных, масляных, применявшихся нашими мастерами пейзажной живописи и, судя по отличной сохранности их произведений, вполне оправдавших себя.
Приступая к проклейке холста, не следует пользоваться другими сортами клея, кроме указанных в книге, особенно не рекомендуется употреблять низшие сорта столярного и костного клея, малярный клей, клей-галерту.
Растворы для проклейки холстов из рыбьего, кожного и столярного клея обычно готовят так: пластинки сухого клея разламывают или расщепляют на небольшие кусочки, всыпают в клееварку, заливают холодной или чуть теплой (лучше кипяченой) водой, чтобы она была на 2 см выше уровня засыпанного клея, и дают последнему хорошо разбухнуть в течение 12—24 часов. Разбухший клей слегка отжимают рукой, воду сливают, клей кладут в клееварку, наливают необходимое количество чистой кипяченой холодной или чуть теплой воды (по рецептуре) и ставят варить на легкий огонь не выше 65° C на 30—40 минут, давая клею полностью раствориться. В процессе варки состав все время помешивают деревянной или стеклянной палочкой.
Готовый клеевой раствор процеживают через двухслойную марлю, добавляют в него небольшое количество антисептика — водного раствора фенола, алюмокалиевых квасцов или пентахлорфенолята натрия (наилучшего антисептика) — и тщательно перемешивают.
Антисептики предохраняют клеевые пленки от загнивания и плесени. Антисептик берут из расчета не более 0,01—0,03 весовой части на одну весовую часть сухого клея.
Чтобы клей не закипал и не подгорал, его готовят в клееварке: металлический сосуд с раствором ставят в другой сосуд, наполненный водой, причем их стенки и дно не соприкасаются. Клееварку нетрудно сделать из двух консервных жестяных банок разного размера, причем меньшую банку подвешивают на проволоке, чтобы она не доставала до дна второго сосуда на 3—4 см.
Не надо пользоваться при проклеивании холста горячими растворами, так как при этом клей быстро впитывается в ткань, а не остается на его поверхности, и его пленка растрескивается. Не стоит протирать холст и застывшим студнеобразным клеем, так как при этом невозможно получить прочную, ровную и тонкую пленку.
Некоторые начинающие художники иногда пользуются для проклейки холста и приготовления эмульсионного грунта разными сортами клея. Например, для проклейки применяют фотожелатин, а для получения массы эмульсионного грунта — осетровый клей. Подобное совмещение недопустимо, так как пленки их обладают совершенно различными свойствами: поверхностным натяжением, эластичностью, прочностью, механической и молекулярной адгезией (4). Условия высыхания пленок двух различных сортов клея неблагоприятно сказываются на прочности всей системы грунта, ее стойкости к внешним воздействиям и долговечности. Поэтому необходимо пользоваться при проклейке и грунтовке холста только одним сортом клея.
Проклеивая холст, натянутый на подрамник, на него быстро тонким, ровным слоем наносят приготовленный жидкий клеевой раствор, имеющий температуру не выше комнатной (18—22° C). Для этого применяют щетинный флейц или щетинную нежесткую щетку с длинной рукояткой.
Сначала наносят клеевой раствор флейцем по продольным нитям ткани, а затем — по поперечным. Быстро закончив проклейку холста, надо тотчас же разровнять слой клея и снять излишки деревянным шпателем, передвигая его по поверхности ткани осторожно и легко, без сильного нажима, иначе клей может проступить на оборотной стороне холста. Шпатель следует держать при этом наклонно, ручкой вперед по направлению движения, снимая излишки клея и выравнивая проклейку. Передвигают его в поперечном направлении от правого верхнего угла к нижнему правому, постепенно проходя по всей поверхности холста, а затем так же удаляют излишки клея в продольном направлении.
Если ограничиваются одной проклейкой, то, дав хорошо просохнуть проклеенной поверхности холста в течение суток, можно приступать к грунтовке. При двойной проклейке вторую можно наносить только после полного просыхают первой. В зависимости от температуры и влажности воздуха для этого обычно требуется от 14 до 24 часов.
Проклеивание является одной из важнейших операций подготовки холста под живопись. От тщательности и качества ее выполнения во многом зависят сохранность первоначального колорита, сила и звучность тонов красок, наносимых художником на холст, и неизменяемость их в процессе работы в дальнейшем. Поэтому пленки, образующиеся на поверхности холста в результате его проклеивания, должны быть прочными, эластичными, без трещин и разрывов. Особенно опасны микротрещины, которые на первый взгляд трудно заметить.
Большое влияние на качество пленок, наносимых на холст при проклеивании, оказывает введение в клеевые растворы алюмокалиевых квасцов в виде водного раствора. В результате получаются клеевые пленки, не растворимые в воде.
Когда художник проклеивает и грунтует холст составами, содержащими клеевые растворы, пленки которых обратимы, то есть растворимы водой, то при последующем нанесении проклеек на холст пленка под воздействием воды, содержащейся в клеевых растворах или грунтовочных составах, обязательно частично растворится, и тем самым нарушится ее целостность. В результате холст будет сильно впитывать масло, из красок и они пожухнут, потеряют свои первоначальные тона и колорит.
Чтобы получить хорошо загрунтованный холст, необходимо ясно представить себе, что происходит со слоями проклеек в процессе его подготовки.
Первый слой клеевого водного раствора, нанесенный на поверхность холста и выровненный при помощи деревянного шпателя, образует, казалось бы, ровное и тонкое клеевое покрытие на ткани. Но ведь сама поверхность холста не является совершенно ровной, а состоит из перемежающихся поверхностей, расположенных на разных уровнях. В местах, где нити ткани перекрещиваются, клеевая пленка лежит несколько выше, чем в углублениях. Кроме того, по-видимому, клеевая пленка на возвышающихся местах получается более плотной. Но это еще не все. Когда пленка просохла, художник обычно зачищает холст пемзой или шкуркой, стремясь удалить все неровности. Однако при этом нарушается целостность клеевой пленки.
Затем художник наносит второй слой проклейки, состоящий из водного раствора животного клея. Здесь происходит следующее. Вода, входящая в состав клея, растворяет затянутые ранее нанесенным клеем углубления между нитями. Таким образом, если не полностью, то в очень значительной степени нарушается целостность первого клеевого покрытия и первая клеевая пленка, положенная на холст, становится подобной решету, состоящему из многочисленных отверстий. Образовавшаяся поверх нее при второй проклейке пленка лежит неровно: она в меньшей степени покрывает участки, где нити перекрещиваются, и в большей степени заполняет отверстия между нитями. При нанесении последующих слоев клеевого или эмульсионного грунта, в составе которых обязательно имеется вода, последняя также растворяет клеевую пленку и нарушает ее целостность. В результате получается холст, обладающий повышенной способностью к впитыванию основной части связующего вещества масляных красок — масла — и вызывающий сильное пожухание и изменение их первоначального цветового тона.
Вот поэтому-то необходимо сделать так, чтобы клеевые пленки, наносимые на холст, не растворялись водой, то есть ввести, в клеевые растворы немного водного 2—3 процентного раствора алюмокалиевых квасцов.


Грунтовка холста, 1 часть
Грунтом для живописи называют пигментированный слой определенного состава, нанесенный на поверхность основы для придания ей необходимых для работы красками физико-механических и оптических свойств. К первым относятся: фактура поверхности, структура слоя грунта, прочность, эластичность и характер сцепления слоя грунта с основой и красочным слоем, наносимым на его поверхность. Под оптическими свойствами грунта понимаются цвет, светоотражающая способность поверхности и светоустойчивость грунта.
Льняной холст, не покрытый грунтом, неприемлем для непосредственной работы на нем масляными красками, так как он обладает слабыми светоотражающими свойствами, несветопрочен. Его рыхлая, подвижная поверхность плохо принимает краску и неудобна для работы; связующее вещество из красок впитывается тканью и, окисляясь, разрушает холст, одновременно разрушается и краска, утратившая свое связующее вещество. Во избежание этого холст проклеивают и покрывают слоями грунта.

К холсту, подготовленному для живописи масляными красками, предъявляются определенные требования. Вот основные из них:

Нужно, чтобы слой грунта был достаточно тонким, прочным и эластичным и служил надежным фундаментом для наносимых слоев красок; он должен хорошо противостоять всем физико-механическим воздействиям, неизбежным в процессе создания картины и ее хранения в последующее время.
Слой грунта должен надежно изолировать основу от проникновения в нее связующего вещества из красок (масла, эмульсий и т. п.). Это нужно, чтобы, с одной стороны, удержать в пасте красок необходимое количество связующего вещества, а с другой — защитить основу, в особенности холст, от повреждения и разрушения. При значительной утрате связующего вещества масляная краска жухнет, сильно изменяясь в тоне, и утрачивает свою первоначальную чистоту, силу и звучность цвета, а также прочность и эластичность.
Требуется, чтобы слой грунта прочно сцеплялся с основой, иначе грунт вместе с живописью может отслаиваться от холста и осыпаться.
Поверхность грунта должна иметь определенный светоустойчивый цвет, так как она принимает непосредственное и активное участие в создании колорита картины. Изменение цвета или тона грунта может повлечь за собой изменение и разрушение первоначального колористического строя произведения.
Необходимо, чтобы поверхность грунта легко принимала и прочно удерживала красочные слои, а грунт обеспечивал прочное сцепление с краской.
Масса грунта не может содержать в своем составе материалы и вещества, которые дают нежелательную химическую реакцию при взаимодействии с красками.
В составе грунта недопустимо содержание материалов, подверженных гниению и плесени. Если же они имеются, их надо обработать антисептиками.
Применяемые в масляной живописи грунты состоят из пигментов (наполнителей) и связующего вещества. В качестве пигментов могут применяться свинцовые, цинковые, титановые, баритовые белила, мел, бланфикс, гипс. Связующим веществом для массы грунта служат клеевые водные растворы преимущественно животных клеев, клеемасляные эмульсии, масло, масляные лаки, синтетические вещества типа эмульсии ПВА.
Помимо этих основных веществ, образующих массу грунта, в неё входят пластификаторы: мед, глицерин, касторовое масло, — повышающие эластичность пленок грунта, а также антисептики.
В зависимости от вида связующего вещества различают следующие типы грунтов: клеевые, эмульсионные, полумасляные, масляные и синтетические.
Клеевые грунты состоят из смеси водного клеевого раствора с сухим порошком мела или сухими белилами, наиболее просты и несложны в приготовлении. Массу грунта получают тщательным смешиванием клеевого раствора с пигментами: мелом и белилами.
Предназначенные под живопись масляными красками клеевые грунты отличаются хорошим сцеплением с поверхностью холста, простотой приготовления и быстротой просыхания. Наряду с достоинствами грунты этого типа имеют и некоторые отрицательные качества. Масляные краски, нанесенные на холсты с клеевыми грунтами, сильнее прожухают, нежели на холстах с эмульсионным или масляным грунтом. Этот дефект можно в значительной мере устранить, если нанести на поверхность грунта перед началом живописного процесса жидко разведенную лаком масляную краску или покрыть грунт тонким слоем смеси из равных частей мастиксового или даммарного лака, смешанного с маслом.
Долговременная практика применения клеевых грунтов многими поколениями художников подтвердила превосходную сохранность выполненной на них живописи. Не случайно, следуя лучшим традициям мастеров пейзажной живописи прошлых столетий, на этих грунтах предпочитает писать многочисленная группа наших мастеров-пейзажистов.
Предпочтение, отдаваемое многими мастерами клеевому грунту, объясняется прежде всего тем, что он обладает в полной мере отличными живописными качествами, позволяя работать различными методами, начиная от тонкослойной живописи с детальной проработкой всех частей пейзажа и кончая многослойной корпусной техникой со сложным построением живописно-красочной поверхности. В то же время грунты этого типа просты в изготовлении, быстро просыхают и легко наносятся на холст.
Присущая клеевым грунтам способность впитывать в себя известное количества масла из красок в значительной степени устраняется нашими мастерами сообразно их технике и методу живописи. Одни вносят некоторые добавки в пасту самих красок в виде различных лаков, другие подбирают наиболее отвечающий грунту разжижитель для красок, позволяющий регулировать впитывание грунтом масла, третьи дают грунту полностью насытиться маслом или лаком в подмалевке, а затем уже в полную силу продолжают писать, зная, что грунт больше не будет впитывать масло из пасты красок. В результате, установив меру впитывания клеевым грунтом масла из красок и соответствующим образом компенсируя ее, живописцы достигают того, что это свойство клеевого грунта совершенно не отражается на сохранности первоначальной тональности их живописи, силе цвета, его выразительности и насыщенности.
Отдельные мастера советской живописи следующим образом приготовляют и грунтуют холсты клеевыми грунтовками.
П. Д. Корин, много лет работавший на клеевых грунтах, поступал так: на проклеенную один раз и хорошо просушенную ткань он, после легкой пемзовки, наносил массу грунта, приготовляемую из раствора рыбьего клея (1:20) и сухих цинковых и свинцовых белил, взятых поровну. Разогрев клеевой раствор, он добавлял в него порошок белил в таком количестве, чтобы масса грунта имела консистенцию жидкой сметаны. Тщательно перемешанный, чуть теплый состав художник наносил широкой щетинной кистью топким и ровным слоем на холст, сначала в одном направлении (по основе), затем в противоположном (по утку). Художник наносил грунт легко, не втирая его кистью, и давал ему просохнуть в течение суток. На холстах, загрунтованных этим способом, художником выполнено большинство его произведений. «Этот грунт, — говорил П. Д. Корин, — не только превосходно обеспечивает прочную связь красок с ним, по и краски сохраняют на нем всю свою звучность и первоначальную красоту своего цвета. Этим же грунтом пользовался в последние годы жизни М. В. Нестеров» (1).
И. Э. Грабарь грунтовал холст так: на поверхность проклеенного холста наносил одним топким слоем хорошо перетертую массу клеемелового грунта консистенции сметаны, имеющую один из таких составов:
Первый состав:

Клей осетровый — 50 г
Мел кусковой, отмученный и измельченный — 800 г
Вода дистиллированная — 1000 куб. см
Второй состав:

Клей осетровый — 60 г
Мел кусковой, отмученный — 750 г
Вода дистиллированная — 1000 куб. см
Масса грунта первого состава применялась для малосеансовой живописи. Грунт с большим содержанием клея предназначался для многосеансовой живописи.
Масса грунта наносилась флейцем на проклееную поверхность холста тонким слоем. На этом обычно и заканчивалась грунтовка. Лишь при употреблении холстов с редким переплетением нитей художник покрывал его вторично топким слоем массы этого же грунта.
Если на загрунтованную таким образом и хорошо просушенную в течение 2—3 суток поверхность холста положить мазок краски, то вокруг мазка образуется темное пятно, показывающее, что грунт впитал в себя довольно значительное количество масла из краски. Благодаря втягиванию грунтом из краски излишнего количества масла красочный слой крепко сцепляется с основой живописи — загрунтованным холстом, покрытым клеемеловым грунтом. При этом на загрунтованной поверхности холста остается красящее вещество, содержащее минимальное количество масла, а масляная живопись приобретает многие наиболее ценные свойства пастели. Необходимо заметить, что пастель все-таки легко подвергается разрушению, а живопись, выполненная на этих клеемеловых грунтах, сохраняется хорошо.
Я. Д. Ромас грунтует проклеенный им на подрамнике холст следующим образом: массу клеевого грунта приготовляет смешением средней крепости водного клеевого раствора рыбьего или желатинового клея с сухими цинковыми белилами в порошке с добавлением небольшого количества глицерина, придающего грунту эластичность. Масса грунта по консистенции напоминает довольно жидкую сметану. Художник наносит ее на холст жесткой щеткой тремя последовательно накладываемыми слоями. Первый слой Ромас наносит щеткой довольно тонким слоем, с силой втирая массу грунта в холст. После просыхания грунта его поверхность пемзуется. Второй и третий слои наносятся щеткой легко, очень тонким и ровным слоем. После полного просыхания грунта, обычно через 10—15 дней, на нем можно писать. Этот тип грунта, по словам Ромаса, наиболее подходит к его манере живописи и технике и обеспечивает в процессе работы на нем масляными красками отличную сохранность и неизменяемость колорита и всей живописи в целом.
А. В. Куприн грунтовал проклеенный на подрамнике холст по-своему. Способ приготовления массы для грунта был таков: тщательно отмучив тонко измельченный кусковой мел и перетерев его на каменной плите курантом с водой, художник смешивал его с теплым клеевым раствором того же состава и той же консистенции, которыми пользовался для проклейки (1:12). Затем он наносил грунтовочную массу щетинной кистью очень тонким и ровным слоем, давал ему просохнуть 3—4 часа и после этого наносил и просушивал второй слой. В заключение холст покрывался третьим слоем, массу для которого художник приготовлял из того же клеевого раствора, мела и сухих свинцовых или цинковых белил, взяв на 3 весовые части мела 1 весовую часть белил. Через 2—3 суток холст был готов.
Массу грунта А. В. Куприн тщательно перетирал на плите курантом, доводя ее до консистенции жидкой сметаны. Этот грунт, обладая исключительно приятной, чисто белого цвета поверхностью, хорош и удобен в работе: он слегка тянет масло из красок, но не обезмасливает их, краски на нем хорошо закрепляются и не прожухают.

Грунтовка холста, 2 часть
Относительно грунтовки холстов П. П. Кончаловский сообщил следующее: «Я беру тот же казеиновый клей, которым проклеивал холст (по своей консистенции он напоминает жидкую сметану) и смешиваю с ним тонко измельченный кусковой мел. Соотношение частей клея и мела не всегда одинаково и находится в прямой зависимости от качеств самого клея; иногда необходимо класть мела больше, иногда меньше. Смешивать теплый раствор казеинового клея с мелом надо очень тщательно, всыпая порошок частями, хорошо размешивая и перетирая массу, чтобы не было комков. Приготовленную таким образом массу я наношу на поверхность холста большой щетинной кистью одним тонким и ровным слоем, а затем, не сильно нажимая, протираю по поверхности холста ладонью, но так, чтобы грунт не проходил на оборотную сторону холста. После этого просушиваю холст день-два и пишу. Этот грунт, тянущий в меру масло из красок, наиболее отвечает моей технике, и я его очень люблю».
Приготовляя клеевой грунт того или иного состава, необходимо иметь в виду, что хорошего качества грунт, не отслаивающийся от холста и обеспечивающий отличную адгезию с ним красок, можно получить:
Если масса грунта содержит достаточное количество наполнителя — мела. Наилучшим является следующее соотношение весовых частей сухого клея и мела: 1 часть сухого клея и не менее 4 частей мела или 1 часть сухого клея и 2 части мела и 2 части порошка свинцовых белил.
Если масса грунта приготовляется из цинковых белил или из смеси их с мелом. Наилучшее соотношение сухого клея и наполнителя таково:
1 весовая часть сухого клея и 7—10 весовых частей цинковых белил. Если же на 1 весовую часть сухого клея приходится менее 7 весовых частей наполнителя — белил, то неизбежно отслоение грунта от холста;
когда наполнителем являются цинковые белила и мел, взятые поровну, то необходимо, чтобы на 1 весовую часть сухого клея приходилось не менее 5—10 весовых частей наполнителя (мела и белил).
Эмульсионные грунты, хотя и являются весьма распространенными в наше время, обладают целым рядом очень существенных недостатков, особенно грунты фабричного изготовления. Для них характерно непрочное сцепление красочного слоя с грунтом и самого грунта с проклеенным холстом; сильное впитывание масла из красок и вызываемое этим обезмасливание красок и их пожухание; краски на этих грунтах быстро утрачивают свою звучность, глубину и красоту цвета. Такие качества объясняются не столько самими свойствами эмульсионных грунтов, сколько применением при их изготовлении недостаточно качественных материалов, не отвечающих требованиям сохранности живописи, упущениями, часто допускаемыми в процессе изготовления этих грунтов. Частое применение обыкновенного масла вместо облагороженного и уплотненного, замена свинцовых белил цинковыми, несовершенство приготовления эмульсий, недостаточное выдерживание загрунтованных холстов — все это приводит к тому, что живопись, выполняемая на подобных грунтах, довольно быстро изменяет свой первоначальный колорит, приобретающий общее серовато-грязное тональное звучание, при котором краски становятся жухлыми.
Даже вполне хорошего качества эмульсионные грунты вызывают много нареканий со стороны хранителей музеев, отмечающих быстрое старение выполненной на них масляной живописи. Глубоко был прав Н. П. Крымов, заметивший об этих грунтах, что «они не только мало применимы для живописи, но обладают крайне нежелательным для нее свойством сильно изменять первоначальный тон красок. Если я верно взял тон и перенес его на холст, а краска через некоторое время иногда буквально на глазах вдруг из-за качества эмульсионного грунта начинает изменяться в тоне, то о какой же живописи может идти речь! Грунт в живописи имеет исключительно важное значение, и если оп является причиной изменения первоначально взятого художником тона, то работать на нем нельзя».
Но хорошо приготовленный из вполне качественных материалов эмульсионный грунт применяли и применяют многие живописцы:
В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, Б. В. Иогансон, М. С. Сарьян и др. Сохранность их произведений, выполненных на этих грунтах, пока вполне удовлетворительная. Поэтому уместно привести применяемые ими способы приготовления таких грунтов.
В. Н. Бакшеев приготовлял эмульсионный грунт, которым он пользовался многие годы, следующим образом. Он брал 4—5 листков желатина, полстакана воды и варил клей. В готовый теплый раствор постепенно всыпал 3—4 чайные ложки сухих цинковых белил и тщательно все размешивал. Долив 1/2 чайной ложки хорошо отбеленного и уплотненного на солнце и воздухе льняного масла и как следует перемешав весь состав, добавлял 1/4 чайной ложки натурального пчелиного меда. Этой, более жидкой, чем сметана, массой он широкой щетинной кистью равномерно и тонким слоем покрывал сверху вниз проклеенную поверхность холста. Нанеся первый слой, давал ему хорошо просохнуть сутки, а иногда и больше, потом вновь покрывал холст массой того же состава. Этот грунт он применял только для небольших картин и этюдов.
В. К. Бялыницкий-Бируля, приготовив клеевой раствор из 6 листков желатина и 200—260 куб. см воды и слегка остудив полученный клей, добавлял немного меду, тщательно размешивал состав и проклеивал холст кистью один раз, нанося его тонким слоем. Он давал проклеенному холсту просохнуть не менее суток.
После этого добавлял в клеевой раствор 1—2 листа желатина, слегка подогревал состав и, когда листки желатина растворялись, всыпал в готовый клей сухие цинковые белила, тщательно размешивал состав и доливал немного сгущенного на солнце и воздухе, уплотненного льняного масла, приготовлявшегося им самим. На полстакана клеевого раствора художник брал 4—5 чайных ложек белил и 2 чайные ложки льняного масла. Приготовленной таким образом жидкой сметанообразной массой он и грунтовал холст в два приема. Сперва наносил кистью тонкий первый слой, давал ему хорошо просохнуть двое-трое суток, потом следовал второй тонкий слой грунта. Для длительных и более ответственных работ он грунтовал холст третий раз, добавив в эмульсионный состав небольшое количество лакового керосина, и наносил его кистью очень тонким слоем. Загрунтованный холст художник не использовал в течение целого года, считая, что чем дольше выдержан холст, тем он лучше сохраняется и более пригоден для живописи. Некоторые полотна он писал на холстах пяти или даже десятилетней выдержки.
Применяемый М. С. Сарьяном под масляную и темперную живопись эмульсионный грунт на казеиновом клее приготовляется им по рецепту Вибера, но масса грунта содержит несколько больше воды (5,26%), чем ее должно быть по рецептуре Вибера (1).
Состав массы грунта таков:
Казеин сухой, в порошке — 20 г
Вода к нему — 100 куб. см
Нашатырный спирт — 4 куб. см
Вареное льняное масло (2) — 50 куб. см>
Цинковые сухие белила — 105 г
Вода к ним — 280 куб. см
Вначале Сарьян пользовался рецептурой Вибера, точно соблюдая её, но грунт, приготовленный таким образом, был предрасположен к растрескиванию. И лишь увеличив количество воды, художник смог получить грунт отличного качества.
Массу эмульсионного грунта он приготовляет так: в холодный клеевой раствор казеинового клея того же состава, которым проклеен холст, очень тонкой струей медленно вливает масло, энергично при этом перемешивая эмульсию до тех пор, пока она не станет совершенно однородной. Затем постепенно вливает в нее цинковые белила, предварительно разведенные теплой водой, опять-таки тщательно перемешивая состав.
Приготовленную таким образом массу эмульсионного грунта, имеющую консистенцию жидкой сметаны и слегка нагретую до 30—35° C, Сарьян наносит на поверхность проклеенного холста тонким и ровным слоем при помощи широкой щетинной кисти. Дав первому слою грунта просохнуть сутки, накладывает второй слой, который сохнет еще двое-трое суток.
Хорошо отработанная художником техника приготовления массы грунта и грунтовки холста дает отличные результаты. Грунт этого состава, хотя и тянет немного масло из красок, но очень удобен в работе. Как и всякий эмульсионный грунт, он требует длительной выдержки в течение полугода и лишь после этого пригоден для живописи (3).
На загрунтованных таким образом холстах Сарьяном выполнены многие его произведения, в особенности относящиеся к 1911—1916 годам. Этим грунтом можно прокрывать холст очень тонким, ровным слоем, который позволяет превосходно сохранить все своеобразие фактуры ткани и её зернистость. Умеренно впитывая излишнее масло из красок и почти не обезмасливая их, такой грунт обеспечивает прочное сцепление с ним красочного слоя.
Казеиновые грунты подобного состава обладают очень приятной поверхностью, на которую отлично ложатся не только масляные краски, но и казеиново-масляная темпера.
С. В. Малютин добавлял в готовый клеевой раствор, которым проклеивался холст, сухие цинковые белила, чуть-чуть глицерина (для повышения эластичности грунта) и несколько капель карболовой кислоты. Тщательно размешанная, жидкая, как сметана, масса грунта наносилась жесткой щеткой на поверхность проклеенного холста тонкими слоями. Каждый слой хорошо просушивался часов пять-шесть, и только после этого накладывался следующий. Мелкозернистый холст художник грунтовал в два слоя, а среднезернистый — в три. Закончив грунтовку, он давал холсту выстояться в течение нескольких месяцев.
При грунтовке холста эмульсионным грунтом Малютин приготовлял массу того же состава, что и для клеевого, но добавлял в нее немного хорошо отбеленного и выстоявшегося на солнце льняного масла. На одну (по весу) часть сухого клея он обычно брал 25—30 частей воды, 8 частей цинковых белил, 2 части льняного масла, не более 0,4—0,5 части глицерина и 5—10 капель карболовой кислоты. В чуть теплый клеевой раствор он вливал масло и тщательно размешивал смесь, затем: добавлял в нее стертые на воде белила, вновь размешивал и вводил: глицерин и карболовую кислоту. Грунтовочная масса получалась консистенции негустой сметаны.
Холст с эмульсионным грунтом художник выдерживал не менее 4—6 месяцев. На свежезагрунтованном или недостаточно выдержанном холсте он никогда не писал, так как живопись на нем сохраняется очень плохо, краски быстро меняют свои первоначальные тона, исчезает чистота и звучность цвета и происходят сильное пожухание красок. Грунтуя холст, Малютин внимательно следил, чтобы масса грунта не слишком сильно забивала ткань и чтобы сохранялись фактурные особенности холста и его зерно.
Как показывает практика многих живописцев, наиболее целесообразно приготовлять массу эмульсионного грунта так, чтобы на 1 весовую часть сухого клея приходилось не менее 2—3 весовых частей масла и не менее 8 весовых частей наполнителя, состоящего из смеси равных частей белил и мола. Масса грунта должна содержать достаточное количество пластификатора: от 0,5 до 1 весовой части по отношению к 1 весовой части масла. Наилучшим пластификатором является касторовое масло.
Соотношение основных частей массы грунта должно быть таким (в весовых частях):
Клей желатиновый — 1
Вода — 20
Уплотненное льняное масло — 2—3
Белила — 4
Мел — 4
Пластификатор — 1—1,5
Общее количество связующего вещества — 3—4,5
Количество наполнителя — 8
Приготовляя эмульсионные грунты для холста, надо помнить, что на прочность слоя грунта положительной влияние оказывает содержание в нем наполнителя, которого должно быть не менее 8 весовых частей. Наилучшие результаты получаются при пользовании свинцовыми белилами или смесью свинцовых белил и мела, цинковых белил и мела. Применение одних цинковых белил дает наихудшие результаты в отношении как прочности грунта, так и адгезии к нему красок.
Полумасляные грунты представляют собой систему, состоящую из слоев проклейки, клеевого грунта и завершающего грунт тонкого слоя масляной краски (преимущественно тонкотертых свинцовых масляных белил).
Этот вид грунта применяется с начала возникновения масляной живописи. На нем писали Тициан, Рафаэль, Веронезе, Рубенс, Ван Дейк и многие западноевропейские пейзажисты. На таких грунтах успешно работали многие русские живописцы XVIII—XIX веков, в частности Рокотов, Левицкий, Кипренский, Боровиковский, Брюллов, Щедрин, Саврасов, Айвазовский. Ими пользовались Архипов, Бакшеев, Грабарь, Кустодиев, Нестеров, Юон и другие художники.
Отличная сохранность живописи на полумасляных грунтах обеспечивается только в том случае, когда холст не перегружен клеем. Проклейка нанесена тонким слом, в массе клеевого грунта содержится минимальное количество клея и грунт нанесен на холст достаточно тонким слоем и не очень плотен по своей массе, в составе которой преобладают пигменты-наполнители, главным образом мел и свинцовые белила.
Масляная краска, применяемая в качестве последнего, завершающего грунт слоя, должна быть обязательно стерта на хорошо уплотненном, длительное время выдержанном на солнце и воздухе льняном, ореховом или подсолнечном масле. Лучшими из них являются подсолнечное и ореховое масло как менее желтеющие.
В качестве пигмента лучше всего пользоваться свинцовыми или свинцово-цинковыми белилами. Не рекомендуется применять одни цинковые белила, так как они не обеспечивают необходимых для этого слоя грунта качеств: в очень сильной степени омыляются маслом и утрачивают свою укрывистость и силу цвета, гигроскопичны и склонны к растрескиванию.
Полумасляные грунты хорошо обеспечивают прочную связь массы, самого грунта с основой — тканью. В то же время масляные краски, наносимые на их поверхность, отлично сцепляются с основой.
Приготовленные из качественных материалов, не перегруженные клеем, полумасляные грунты являются одними из лучших для масляной и масляно-лаковой живописи.
При изготовлении этих грунтов самим художником необходимо иметь, в виду: если клеевые слои грунта содержат много клея и вместо мела взяты белила, то слой грунта получается излишне плотным и перегруженным. А с увеличением плотности массы клеевого грунта и толщины его слоя возрастает его склонность к разрушению: растрескиванию и отслаиванию от основы, что, в свою очередь, приводит к разрушению находящегося на поверхности грунта красочного слоя.

Грунтовка холста, 3 часть
Поверхность выдержанного и хорошо просушенного полумасляного грунта нуждается в специальной обработке механическим или химическим путем. Пленка линоксина, покрывающая этот грунт, должна быть частично разрушена и снята шлифовкой порошком абразива, мелкой шкуркой или пемзой. После этого надо начисто удалить все следы абразива с поверхности грунта, протереть ее ватным тампоном, смоченным в бензине или уайт-спирите, и нанести тонкий слой хорошо уплотненного на солнце и воздухе масла, лучше всего орехового (но можно также подсолнечного или льняного). Отличные результаты дает покрытие тончайшим слоем мастиксового масляного лака, приготовленного из мастикса или фисташковой смолы, и уплотненного на солнце орехового, макового или подсолнечного масла. Хорош также лак-ретуше Вибера. Красками надо писать, пока слой масла или лака даёт отлип. Только в этом случае будет достигнуто прочное сцепление красок с грунтом.


1.
[attachid=458308]
Применение с этой целью скипидарных лаков—мастиксового, даммарного, фисташкового — не приводит к положительным результатам. Не помогают также протирка поверхности полумасляного грунта нашатырем, ацетоном, промывка водой с мылом или смесью пинена со спиртом.
Полумасляные грунты художник обычно приготовляют самостоятельно.
Масляные грунты представляют собой систему, состоящую из проклейки холста водным раствором животного клея и нескольких (1—3), слоев масляных, лучше всего свинцовых, белил.
Грунты этого вида применялись западноевропейскими живописцами: с начала возникновения масляной и масляно-лаковой живописи. На них писали многие русские художники XVIII века, особенно часто ими пользовались русские живописцы второй половины XIX и начала XX веков: в частности Айвазовский, Репин, Крамской, Левитан, Нестеров, Поленов.
Из советских пейзажистов на масляных грунтах постоянно писал Крымов, к ним прибегал Юон.
Масляные грунты для холста, выполненные надлежащим образом из качественных материалов с соблюдением необходимых технологических, особенностей, представляют собой хорошую основу для масляной живописи.
Приготовить самому масляную грунтовку на холсте несложно, но важно помнить условия, при которых получится вполне качественный грунт. Проклейку надо наносить очень тонким, ровным слоем, употребляя животные клеи средней крепости. Для мелкозернистого, плотного льняного холста вполне достаточно одной проклейки; для среднезернистых, менее плотных холстов требуются две проклейки, наносимые возможно более тонким слоем. Как уже отмечалось, перегрузка холста клеем при любом виде грунта недопустима. Она особенно опасна в масляных грунтах, так как в сильнейшей степени способствует жесткости, хрупкости и ломкости грунтового покрытия и приводит к его растрескиванию и разрушению.
При покрытии проклеенного холста свинцовыми масляными белилами или свинцово-цинковыми белилами их следует стирать на хорошо уплотненном, отбеленном, выдержанном длительное время на солнце подсолнечном или ореховом масле. Пленки этих масел впоследствии почти не желтеют.
Масляную краску наносят на холст очень тонким, ровным слоем, предварительно разбавив пасту краски уайт-спиритом или отбеленным на солнце маслом, смешанным в равной части с мастиксовым или даммарным лаком.
Для плотных мелкозернистых холстов достаточно одного слоя масляной краски, для среднезернистых, менее плотных, требуются два слоя, причем второй наносят только после полного просыхания первого в течение 10—12 суток.
Просушивание холстов с масляным грунтом требует не менее 1,5—2 месяцев, если они загрунтованы свинцовыми или свинцово-цинковыми белилами. В тех случаях, когда для грунтовки применялись масляные цинковые белила, холсты следует просушивать и выдерживать не менее 5—б месяцев.
Прежде чем работать на холсте, поверхность масляного грунта подвергают специальной механической или химической обработке, которая заключается в частичном удалении и разрушении поверхностного слоя масляной пленки белил.
Наилучший способ удаления этой пленки — шлифовка поверхностного слоя грунта мелким порошком абразива или мелкой шкуркой. Сошлифованная поверхность должна быть совершенно ровной и матовой. Перед самым началом живописи на этом грунте его протирают еще масляным лаком или облагороженным, уплотненным, на солнце маслом.
И как только его пленка начнет давать отлип, можно писать по грунту красками. В этом случае адгезия красок с грунтом будет наилучшей.
Масляные грунты имеют склонность к растрескиванию, иногда дают сильное отслаивание и осыпание красок. Объясняется это только тем, что художник не обрабатывал соответствующим образом их поверхность перед началом живописи и адгезия красок с грунтом оказалась крайне незначительна.
В. Д. Поленов, часто писавший на масляных грунтах, главным образом фабричного изготовления, следующим образом подготавливал их под живопись: промывал поверхность грунта мылом и чистой водой до тех пор, пока она не начинала смачиваться; после этого тщательно протирал ее тампоном ваты, смоченным смесью из спирта, воды и скипидара. В результате такой обработки верхний глянцевитый слой грунта слегка размягчался и становился до некоторой степени пористым, что обеспечивало в дальнейшем хорошее сцепление красок с грунтом.
На масляных грунтах писал И. К. Айвазовский. Отдельные его полотна, выполненные на холстах с масляным грунтом фабричного производства, со временем стали разрушаться: наблюдалось отслаивание и осыпание красок. По-видимому, в данном случае имело место применение художником холстов с сильно отвердевшим масляным грунтом, поверхностная пленка которого не была удалена или растравлена в необходимой степени тем или иным способом.
Из советских мастеров-пейзажистов постоянно писал на масляных грунтах Н. П. Крымов. Оп прочищал шкуркой натянутый на подрамник и проклеенный по собственному методу холст, а затем последовательно накладывал два тонких слоя свинцовых белил, стертых на облагороженном и уплотненном на солнце подсолнечном масле. Нанеся первый слой и хорошо просушив его 10—14 дней, он прокрывал холст вторым, очень тонким слоем. Загрунтованный таким образом холст выдерживался 3— 4 месяца. Он имел совершенно ровную, идеально белого цвета поверхность, исключительно приятную для живописи. Кроме того, грунт не вызывал чрезмерного пожухания или изменения первоначальной светосилы красок. Касаясь качества своих грунтов, Крымов отмечал: «На чистой белой и плотной поверхности такого грунта очень легко писать красками жиденько, нанося их чуть-чуть, а у зрителя создается впечатление, что красочной массы нанесено на холст много» (1).
Синтетические грунты. В последние годы в ряде западноевропейских стран, в частности во Франции, известной фирмой по изготовлению различных материалов для художников — Лефран стали выпускаться грунтованные холсты, приготовленные на основе синтетических смол и их производных. Эти холсты проклеены поливинилацетатной эмульсией, пластифицированной дибутилсебацинатом, на этой же эмульсии приготовлена и масса для грунта с наполнителем из титановых или цинковых белил.
В 1960 году в лаборатории техники и технологии живописных материалов Ленинградского государственного художественного института имени И. Е. Репина, возглавляемой художником М. М. Девятовым, были разработаны метод и рецептура грунтовки холстов синтетическими материалами. В 1963—1964 годах Художественный фонд СССР изготовил опытные партии грунтованных холстов на синтетических проклейках и грунтах по методу Девятова. На грунтах этого вида была восстановлена часть панорамы «Бородинская битва».
Как же производится проклеивание и нанесение синтетического грунта на холст по методу Девятова?
Вначале обычным способом приготовляется клеевой водный раствор: из осетрового рыбьего клея (на 1 весовую часть сухого клея берут 10—15 весовых частей воды и 0,01 весовой части антисептика — пентахлорфенолята натрия). В готовый клеевой раствор вводится поливинилацетатная эмульсия, пластифицированная дибутилфталатом (2); ее берут в количестве 2 весовых частей на 1 весовую часть сухого клея. Состав хорошо перемешивают деревянной лопаткой, слегка подогревают до 20—25° C и жесткой щетинной щеткой достаточно топким и ровным слоем наносят на холст, натянутый на подрамник. Проклейке дают просохнуть в течение суток, зачищают пемзой поверхность холста, удаляя с нее ворсинки и узелки. Естественно, что после обработки пемзой целостность клеевой пленки нарушается и она в значительной степени утрачивает свое назначение.
Поэтому делают вторую проклейку из одной эмульсии ПВА, разжиженной водой в соотношении: 1 весовая часть ПВА на 1,5 весовой части воды. Раствор эмульсии наносят на холст щетинной кистью или щеткой, ровным, тонким слоем при температуре 16—20° C. Холст сушат в течение суток в горизонтальном положении, чтобы не стекла проклейка. Обработанный вторично холст ни в коем случае не пемзуют.
На просохший, проклеенный холст наносят тонким слоем щеткой или щетинной кистью грунтовочную массу, состоящую из смеси 1 весовой части ПВА, 2—4 весовых частей воды, от 0,75 до 1,5 весовой части мела, от 0,75 до 1,5 части сухих цинковых белил. Чтобы приготовить эту смесь, пигменты-наполнители (мел и белила) замачивают в воде и тщательно перемешивают, а затем вводят в полученный состав эмульсию ПВА, разжиженную водой, вновь тщательно перемешивают массу (желательно при помощи эмульсатора) и процеживают через сито.
Массу грунта наносят на проклеенную поверхность холста быстро, но осторожно, стараясь не размыть клеевую пленку. Через сутки можно накладывать второй и третий слои грунта того же состава. В зависимости от вида холста, метода нанесения и назначения грунта количество каждого наполнителя можно увеличить от 0,75 до 1,5 весовой части.
Приготовленным грунтовочным составом, слегка подогретым до 18—20° C, покрывают тонким и ровным слоем холст, втирая его кистью или щеткой в загрунтованную ранее поверхность, пока раствор не станет вязким под кистью или щеткой. Загрунтованный холст сохнет не менее 5 суток, после чего он готов для живописи.
В тех случаях, когда вместо клеевого грунта хотят приготовить эмульсионный, выполняют все операции по проклейке и первой грунтовке точно так же, как это делалось для клеевого грунта, а для второго слоя берут массу того же состава, что и для клеевого грунта, но вводят в нее 0,8 весовой части уплотненного подсолнечного масла и 0,2 весовой части касторового масла вместо глицерина. Грунтовка ведется, как и при изготовлении клеевого грунта. Загрунтованный холст просушивают 4—5 суток.
Если вместо холста берут картон, прессованные из древесины плиты или доски, первую проклейку делают без рыбьего клея, а пользуются эмульсией ПВА, разжиженной водой в соотношении 1:1,5.
Применяя в течение нескольких лет холсты с этим грунтом для учебных работ, выполняемых студентами Художественного института имени И. Е. Репина, а также основываясь на опыте ряда живописцев, М. М. Девятов и многие ленинградские художники убедились в отличном его качестве, во многом превосходящем эмульсионные холсты фабричного изготовления. Холсты с синтетическим грунтом вполне можно рекомендовать для живописных работ.



из книги Как работать над пейзажем масляными красками А.В.Виннер 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

This is a heading with the class headline.

And a p tag with a class subheading.



A simple <blockquote> style.

 

A simple paragraph.

With some italic text, some bold text and an underline. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.

 

Code / Pre Tags

<li>Morbi in sem quis dui placerat ornare. Pellentesque odio nisi, euismod in, pharetra a, ultricies in, diam. Sed arcu. Cras consequat.</li>
<li>Praesent dapibus, neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat. Aliquam erat volutpat. Nam dui mi, tincidunt quis, accumsan porttitor, facilisis luctus, metus.



Notices and warnings

Warning!

Best check yo self, you're not...

Error!

Morbi in sem quis dui placerat ornare. Pellentesque odio nisi, euismod in, pharetra a, ultricies in, diam. Sed arcu. Cras consequat.

Success!

Morbi in sem quis dui placerat ornare. Pellentesque odio nisi, euismod in, pharetra a, ultricies in, diam. Sed arcu. Cras consequat.

Information

Morbi in sem quis dui placerat ornare. Pellentesque odio nisi, euismod in, pharetra a, ultricies in, diam. Sed arcu. Cras consequat.

Unordered, ordered and nested lists

  • Morbi in sem quis dui placerat ornare. Pellentesque odio nisi, euismod in, pharetra a, ultricies in, diam. Sed arcu. Cras consequat.
  • Praesent dapibus, neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat. Aliquam erat volutpat. Nam dui mi, tincidunt quis, accumsan porttitor, facilisis luctus, metus.
    • Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit.
    • Aliquam tincidunt mauris eu risus:
      1. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit.
      2. Aliquam tincidunt mauris eu risus.
      3. Vestibulum auctor dapibus neque.
    • Vestibulum auctor dapibus neque.
  • Phasellus ultrices nulla quis nibh. Quisque a lectus. Donec consectetuer ligula vulputate sem tristique cursus. Nam nulla quam, gravida non, commodo a, sodales sit amet, nisi.
  • Pellentesque fermentum dolor. Aliquam quam lectus, facilisis auctor, ultrices ut, elementum vulputate, nunc.

 

Images

An image with a border class.

Images will also scale to the width of the content when the browser is resized.

iStock 000015320462 ExtraSmall



Buttons



Other markup code

hyperlink
abbreviation
offset text typically styled in bold
cited title of a work
deleted text
defining instance
emphatic stress
offset text typically styled in italic
inserted text
user input
marked (highlighted) text
sample output
small print
strong importance
superscript subscript
variable or placeholder text

ГРУНТ

Грунт после проклейки холста:

2 слоя клеевого грунта и 1 слой акрилового

водоэмульсионка 1часть

+ клей - желатиновый 3 части, наносить флейцем, тонким слоем

+ глицерин 20% от сухого желатина  

+ антисептик - медный купорос, алюмокалиевые квасцы

 просушить 1-2 суток, зачистить мелкой наждачкой

третий слой нанести акриловый грунт, растереть аккуратно щеткой

 

 

 

 

Blocks of colour

These blocks are generated based on the markup below.

<div class="primary1">
<p><strong>Primary1 </strong></p>
<p>Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.</p>
</div>

Primary1

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Primary2

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Primary3

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Secondary1

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Secondary2

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Secondary3

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Borders

These blocks are generated based on the markup below.

<div class="primary1 border">
<p><strong>Primary1 </strong></p>
<p>Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.</p>
</div>

Primary1 border

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Primary2 border

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Primary3 border

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Secondary1 border

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Secondary2 border

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Secondary3 border

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Rounded

The following items have a class " rounded" added to them to create the subtle rounded edge.

<div class="primary1 border">
<p><strong>Primary1 </strong></p>
<p>Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.</p>
</div>

Primary1 rounded

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Primary2 rounded

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Primary3 rounded

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Secondary1 rounded

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Secondary2 rounded

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Secondary3 rounded

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

 

Other styles and effects

The following classes can be applied to modules and html markup.

Shadow

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Shadow2

Morbi tincidunt lectus nec sapien tempus at faucibus ante fermentum.

Border

Aliquam condimentum volutpat odio lacinia vehicula.

БЕЛИЛА

рецепт красок белил:

1.диоксид титана (25кг мешок)

    + масло льна

    + сиккатив для ускорения сушки (лак)

2.(цинковые) белила 2 части

  +диоксид титана 1 часть

   +масло льна

   + лак 2-3%

 

 

 

 

Anvil styling

To replicate the style below please use the following html markup.

<div class="anvil primary1">1</div>

 

1

2

3

4

5

6

Rounded-big styling

To replicate the style below please use the following html markup.

<div class="rounded-big primary1">1</div>

 

1

2

3

4

5

6

 

ТОНИРОВКА

Грунт под масло:

Клей желатиновый — 1

Вода — 20

Уплотненное льняное масло — 2—3

титан бел — 4

цинк бел - 4

пластификатор - 1-1,5

Грунт перед написанием картин:

50-60% лак

20 - 30% вода

20% - наполнитель:

(цинковые) или 

титановые белила

Тонировка холста под масло:

40% уайтспирит

45% масло льна

5% лак

5% марс

5% белила титан

Тонировка холста - акрил:

50% водоэмульсионка

40% лак

10% воды

 

 

 

 

 

 

 

[jb_icon-glass]Here is my font-iconified bit of text[/jb_icon-glass]

Please change the square brackets above to the curly brackets {



List of available font icons:

jb_icon-glass
jb_icon-folder-open
jb_icon-download
jb_icon-music
jb_icon-resize-vertical
jb_icon-upload
jb_icon-search:
jb_icon-resize-horizontal
jb_icon-inbox
jb_icon-envelope
jb_icon-bar-chart
jb_icon-play-circle
jb_icon-heart
jb_icon-twitter-sign
jb_icon-repeat
jb_icon-star
jb_icon-facebook-sign
jb_icon-refresh
jb_icon-star-empty
jb_icon-camera-retro
jb_icon-list-alt
jb_icon-user
jb_icon-key
jb_icon-lock
jb_icon-film
jb_icon-cogs
jb_icon-flag
jb_icon-th-large
jb_icon-comments
jb_icon-headphones
jb_icon-th
jb_icon-thumbs-up
jb_icon-volume-off
jb_icon-th-list
jb_icon-thumbs-down
jb_icon-volume-down
jb_icon-ok
jb_icon-star-half
jb_icon-volume-up
jb_icon-remove
jb_icon-heart-empty
jb_icon-qrcode
jb_icon-zoom-in
jb_icon-signout
jb_icon-barcode
jb_icon-zoom-out
jb_icon-linkedin-sign
jb_icon-tag
jb_icon-off
jb_icon-pushpin
jb_icon-tags
jb_icon-signal
jb_icon-external-link
jb_icon-book
jb_icon-cog
jb_icon-signin
jb_icon-bookmark
jb_icon-trash
jb_icon-trophy
jb_icon-print
jb_icon-home
jb_icon-github-sign
jb_icon-camera
jb_icon-file
jb_icon-upload-alt
jb_icon-font
jb_icon-time
jb_icon-lemon
jb_icon-bold
jb_icon-road
jb_icon-phone
jb_icon-italic
jb_icon-download-alt
jb_icon-check-empty
jb_icon-text-height
jb_icon-download
jb_icon-bookmark-empty
jb_icon-text-width
jb_icon-upload
jb_icon-phone-sign
jb_icon-align-left
jb_icon-inbox
jb_icon-twitter
jb_icon-align-center
jb_icon-play-circle
jb_icon-facebook
jb_icon-align-right
jb_icon-repeat
jb_icon-github
jb_icon-align-justify
jb_icon-refresh
jb_icon-unlock
jb_icon-list
jb_icon-list-alt
jb_icon-credit-card
jb_icon-indent-left
jb_icon-lock
jb_icon-rss
jb_icon-indent-right
jb_icon-flag
jb_icon-hdd
jb_icon-facetime-video
jb_icon-headphones
jb_icon-bullhorn
jb_icon-picture
jb_icon-volume-off
jb_icon-bell
jb_icon-pencil
jb_icon-volume-down
jb_icon-certificate
jb_icon-map-marker
jb_icon-volume-up
jb_icon-hand-right
jb_icon-adjust
jb_icon-qrcode
jb_icon-hand-left
jb_icon-tint
jb_icon-barcode
jb_icon-hand-down
jb_icon-edit
jb_icon-tag
jb_icon-circle-arrow-left
jb_icon-share
jb_icon-tags
jb_icon-circle-arrow-right
jb_icon-check
jb_icon-book
jb_icon-circle-arrow-up
jb_icon-move
jb_icon-bookmark
jb_icon-circle-arrow-down
jb_icon-step-backward
jb_icon-print
jb_icon-globe
jb_icon-fast-backward
jb_icon-camera
jb_icon-wrench
jb_icon-backward
jb_icon-font
jb_icon-tasks
jb_icon-play
jb_icon-bold
jb_icon-filter
jb_icon-pause
jb_icon-italic
jb_icon-briefcase
jb_icon-stop
jb_icon-text-height
jb_icon-fullscreen
jb_icon-forward
jb_icon-text-width
jb_icon-group
jb_icon-fast-forward
jb_icon-align-left
jb_icon-link
jb_icon-step-forward
jb_icon-align-center
jb_icon-cloud
jb_icon-eject
jb_icon-align-right
jb_icon-beaker
jb_icon-chevron-left
jb_icon-align-justify
jb_icon-cut
jb_icon-chevron-right
jb_icon-list
jb_icon-copy
jb_icon-plus-sign
jb_icon-indent-left
jb_icon-paper-clip
jb_icon-minus-sign
jb_icon-indent-right
jb_icon-save
jb_icon-remove-sign
jb_icon-facetime-video
jb_icon-sign-blank
jb_icon-ok-sign
jb_icon-picture
jb_icon-reorder
jb_icon-question-sign
jb_icon-pencil
jb_icon-list-ul
jb_icon-info-sign
jb_icon-map-marker
jb_icon-list-ol
jb_icon-screenshot
jb_icon-adjust
jb_icon-strikethrough
jb_icon-remove-circle
jb_icon-tint
jb_icon-underline
jb_icon-ok-circle
jb_icon-edit
jb_icon-table
jb_icon-ban-circle
jb_icon-share
jb_icon-magic
jb_icon-arrow-left
jb_icon-check
jb_icon-truck
jb_icon-arrow-right
jb_icon-move
jb_icon-pinterest
jb_icon-arrow-up
jb_icon-step-backward
jb_icon-pinterest-sign
jb_icon-arrow-down
jb_icon-fast-backward
jb_icon-google-plus-sign
jb_icon-share-alt
jb_icon-backward
jb_icon-google-plus
jb_icon-resize-full
jb_icon-play
jb_icon-money
jb_icon-resize-small
jb_icon-pause
jb_icon-caret-down
jb_icon-plus
jb_icon-stop
jb_icon-caret-up
jb_icon-minus
jb_icon-forward
jb_icon-caret-left
jb_icon-asterisk
jb_icon-fast-forward
jb_icon-caret-right
jb_icon-exclamation-sign
jb_icon-step-forward
jb_icon-columns
jb_icon-gift
jb_icon-eject
jb_icon-sort
jb_icon-leaf
jb_icon-chevron-left
jb_icon-sort-down
jb_icon-fire
jb_icon-chevron-right
jb_icon-sort-up
jb_icon-eye-open
jb_icon-plus-sign
jb_icon-envelope-alt
jb_icon-eye-close
jb_icon-minus-sign
jb_icon-linkedin
jb_icon-warning-sign
jb_icon-remove-sign
jb_icon-undo
jb_icon-plane
jb_icon-ok-sign
jb_icon-legal
jb_icon-calendar
jb_icon-question-sign
jb_icon-dashboard
jb_icon-random
jb_icon-info-sign
jb_icon-comment-alt
jb_icon-comment
jb_icon-screenshot
jb_icon-comments-alt
jb_icon-magnet
jb_icon-remove-circle
jb_icon-bolt
jb_icon-chevron-up
jb_icon-ok-circle
jb_icon-sitemap
jb_icon-chevron-down
jb_icon-ban-circle
jb_icon-umbrella
jb_icon-retweet
jb_icon-arrow-left
jb_icon-paste
jb_icon-shopping-cart
jb_icon-arrow-right
jb_icon-user-md
jb_icon-folder-close
jb_icon-arrow-up
jb_icon-glass
jb_icon-folder-open
jb_icon-arrow-down
jb_icon-music
jb_icon-resize-vertical
jb_icon-share-alt
jb_icon-search
jb_icon-resize-horizontal
jb_icon-resize-full
jb_icon-envelope
jb_icon-hdd
jb_icon-resize-small
jb_icon-heart
jb_icon-bullhorn
jb_icon-plus
jb_icon-star
jb_icon-bell
jb_icon-minus
jb_icon-star-empty
jb_icon-certificate
jb_icon-asterisk
jb_icon-user
jb_icon-thumbs-up
jb_icon-exclamation-sign
jb_icon-film
jb_icon-thumbs-down
jb_icon-gift
jb_icon-th-large
jb_icon-hand-right
jb_icon-leaf
jb_icon-th
jb_icon-hand-left
jb_icon-fire
jb_icon-th-list
jb_icon-hand-up
jb_icon-eye-open
jb_icon-ok
jb_icon-hand-down
jb_icon-eye-close
jb_icon-remove
jb_icon-circle-arrow-right
jb_icon-warning-sign
jb_icon-zoom-in
jb_icon-circle-arrow-left
jb_icon-plane
jb_icon-zoom-out
jb_icon-circle-arrow-up
jb_icon-calendar
jb_icon-off
jb_icon-circle-arrow-down
jb_icon-random
jb_icon-signal
jb_icon-globe
jb_icon-comment
jb_icon-cog
jb_icon-wrench
jb_icon-magnet
jb_icon-trash
jb_icon-tasks
jb_icon-chevron-up
jb_icon-home
jb_icon-filter
jb_icon-chevron-down
jb_icon-file
jb_icon-briefcase
jb_icon-retweet
jb_icon-time
jb_icon-fullscreen
jb_icon-shopping-cart
jb_icon-road
jb_icon-folder-close
jb_icon-download-alt

РАЗБАВИТЕЛЬ

 

Тройник:

масло лён 25%

уайтспирит 65%

лак стирольный 10%

Двойник:

масло 80%

лак 20%

 

 

 

Example:

[grid6]This is a block of content that will take up half of the width of the page.[/grid6]

 

Last grid block

To make the last item in the row fit in the row we need to use the _last suffix to make the block float right and also remove it's margin.

Example

[grid6_last]This is a block of content that will take up half of the width of the page.[/grid6_last].

 

Please note that the above example uses square brackets as opposed to curly brackets to avoid the text rendering on the page.

 

List of available grids:

  • grid1
  • grid2
  • grid3
  • grid4
  • grid5
  • grid6
  • grid7
  • grid8
  • grid9
  • grid10
  • grid11
  • grid12.

Here are examples:

grid12
grid6
grid6_last
grid4
grid4
grid4_last
grid3
grid3
grid3
grid3_last
grid2
grid2
grid2
grid2
grid2
grid2_last
grid10
grid2_last
Back to top
Back to top